Blue Flower

«Организация научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях».

 

Автор:

 

Махова Людмила Викторовна

 

Учитель истории и обществознания

 

МБОУ СОШ №1 п.Редкино

 

Конаковского района

 

Тверской области

 

 

 

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках работы предметного научного общества учащихся

 

Развитие науки, ее кадровый потенциал во многом зависят от педагогических процессов, происходящих в школе. Внедрение форм учебно-поисковой, научно-исследовательской работы учащихся в образовательный процесс рассматривается в качестве одного из высших критериев его продуктивности.

 

В образовательных учреждениях Западного управления научно-исследовательская деятельность учащихся реализуется через работу предметных научных обществ учащихся (ПНОУ).

 

Основными задачами научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях являются:

 

  • формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;

  • развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;

  • выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.

 

Опыт показывает, что исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

 

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

 

Основная форма работы НОУ - это секция, в которую объединяются учащиеся тех классов, возраст которых определён положением НОУ. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.

 

Основу нормативно-организационной базы НОУ составляют:

 

  • Положение о НОУ.

  • Устав НОУ.

  • Тематическое планирование секций НОУ на учебный год.

 

Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование научного общества учащихся.

 

План секции может включать следующие разделы:

 

  • познавательно-коммуникативная работа;

  • научно-исследовательская деятельность;

  • творческая деятельность.

 

 

 

Познавательно-коммуникативная работа.

 

Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Для того, чтобы ребёнок заинтересовался исследовательской работой, у него необходимо сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок должен захотеть принимать информацию и сообщать её другим. Для этого необходимо организовать работу (с 1 класса) по формированию следующих компетентностей у учащихся: учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.

 

 

 

Научно-исследовательская деятельность.

 

Научно-исследовательская деятельность предполагает собственно работу секций. В первую очередь, это задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем.

 

 

 

Творческая деятельность.

 

Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая деятельность НОУ позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.

 

Для того чтобы деятельность учащегося стала исследовательской, педагог должен ставить цель — обучить учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться учащемуся через решение задач научного характера по индивидуальной теме.

 

В ходе проведения исследования учитель и ученик проходят совместный путь, который может быть реализован в нескольких альтернативных моделях.

 

 

 

Модель 1.

 

Учитель знает путь поиска, предлагает пройти этот путь ученику, чаще всего предполагая или наверняка зная искомый результат.

 

Работая по данной модели, на выходе мы имеем реферат. Причем хороший реферат, с элементами исследования и поиска. Эта модель работает во многом для вовлечения ребят в исследовательскую деятельность, где они еще очень робко делают первые исследовательские шаги. Сама же проблема должна быть освещена как можно более полно, с анализом изучаемого явления по материалам зарубежной и отечественной литературы.

 

 

 

Модель 2.

 

Учитель знает путь поиска и исследования, но не знает конечного результата. Ученику предлагается самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

 

На выходе, при умении ученика анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать и т. п., мы имеем полноценное исследование. Используя эту модель, основная цель работы учителя — подготовка творчески думающих учащихся, умеющих находить и решать проблемы в ходе исследования.

 

 

 

Модель 3.

 

Учитель владеет методикой и различными методами научного исследования, он может обучить им ученика, но они оба не знают ни пути поиска (исследования), ни конечного результата.

 

Безусловно, педагог должен владеть научными предвидениями и ему должна быть свойственна интуиция. Эти же качества необходимо активизировать и у ученика. Подобная модель имеет открытый характер, так как используемые методы могут изменяться и корректироваться в процессе исследования. Работа по данной схеме на выходе дает настоящее научное исследование с необходимой новизной и элементами открытия. Работу по такой модели можно считать научно-исследовательской деятельностью учащегося.

 

Важнейшим условием эффективной организации исследовательской деятельности учащихся является осуществление компетентного управления данным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение функциональных обязанностей по реализации программы интеллектуально-творческого развития учащихся можно организовать следующим образом:

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

1)осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе;

2)организует планирование работы;

3)разрабатывает нормативную базу реализации программы: положения, рекомендации, требования;

4)проводит методическую работу с преподавателями по проблеме использования исследовательских, проектных и других развивающих технологий обучения;

5)координирует деятельность административно-педагогического персонала по реализации данной программы;

6)консультирует руководителей ученических исследовательских работ;

7)даёт оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в школе, анализирует и корректирует ход реализации программы.

Руководитель ученической исследовательской работы

1)составляет примерный перечень тем исследовательских работ;

2) оказывает помощь учащимся в выборе тем для исследования;

3) составляет вместе с учеником рабочую программу исследования;

4)осуществляет текущее руководство, оказывает методическую, организационную помощь в проведении исследования;

5)оказывает помощь учащимся при подготовке к выступлению на конференциях различного уровня.

Педагог-организатор

1) организует проведение интеллектуального марафона, познавательных игр и конкурсов;

2) оказывает помощь в проведении массовых мероприятий.

 

 

 

Членами школьного НОУ могут являться учащиеся с 1 по 11 класс:

 

  • 1–4 классы — учатся работать с учебной и дополнительной литературой, и словарями, знакомятся с критериями оформления исследовательских работ, принимают участие в заочных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах;

 

  • 5–8 классы — совершенствуют навыки работы с литературой, расширяют кругозор, проводят микроисследования по выбранной совместно с руководителем теме;

  • 9–11 классы — самостоятельно разрабатывают темы, овладевают исследовательским методом, с результатами своих исследований выступают на научно-практических конференциях школьников.

 

Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска:

 

 

 

Этап 1. Выбор направления исследования

 

Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией научных руководителей. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы.

 

 

 

Этап 2. Постановка задачи

 

На этом этапе научный руководитель сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний по данной теме (дети в форме реферата воспроизводят достигнутый уровень в узкой области человеческих знаний) и определяет желаемую конкретную цель исследования. Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу.

 

Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились с литературой, составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников. Этап заканчивается обсуждением целей предстоящей работы в самой лаконичной форме, а если возможно, то и в формализованном (математическом) виде.

 

 

 

Этап 3. Фиксация и предварительная обработка данных

 

На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения (если они возможны), их результаты фиксируются. Главная цель данного этапа не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез.

 

 

 

Этап 4. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез

 

Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей.

 

 

 

Этап 5. Оформление результатов работы

 

Требования к содержанию и оформлению работы аналогичны традиционным стандартам описания результатов научных исследований, при этом должны быть чётко отражены следующие аспекты:

 

  • актуальность темы;

  • постановка задачи;

  • методика решения;

  • отличие (преимущества) от известных решений;

  • (новизна и оригинальность);

  • выводы (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований), определяющие научную ценность материала.

 

Исследовательская работа может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.

 

Она должна иметь следующую структуру:

 

  • титульный лист;

  • введение (проблема, её актуальность, цель, объект и предмет исследования, гипотеза (для исследовательских работ), задачи, методы исследования, теоретическая и практическая значимость (обязательны ссылки на источники информации);

  • краткое теоретическое обоснование проблемы (обязательны ссылки на источники информации);

  • эмпирические данные и их анализ (описание проекта, схемы, чертежи, расчеты и т.д.);

  • выводы, рекомендации;

  • библиография;

  • приложения (если есть).

 

 

 

Этап 6. Представление исследовательской работы

 

Считается очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

 

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников — одна из главных задач, стоящих в настоящий момент перед педагогами образовательных учреждений. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

 

В соответствии с проектом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».